Рекомендуемые сроки профилактического обслуживания:
месячные, трехмесячные, полугодовые и годовые.
Ежемесячное обслуживание rvn предполагает
- Внешний осмотр КА и проверка его функционирования во всех режимах.
- Чистка, смазка, подстройка (аппаратная или программная) узлов и механизмов:
- блока СБ;
- блока проявки изображения;
- блока очистки СБ;
- блока отделения и переноса изображения;
- блока закрепления изображения;
- блока подачи бумаги копий;
- блока оптики;
- блока электропривода;
- узла оборота копии (при наличии в КА);
- автоподатчика документов (при наличии в КА);
- автосортировщика копий (при наличии в КА).
3. Выявление расходных материалов, узлов и деталей, выработавших рабочий ресурс или вышедших из строя.
4. Очистка емкостей с отработанным тонером.
5. Замена расходных материалов, узлов и деталей, выработавших рабочий ресурс или вышедших из строя.
6. Настройка всех параметров, влияющих на качество функционирования аппарата.
7. Проверка функционирования КА во всех режимах работы.
Типичные ошибки пользователя:
- установка некачественного (дешевого) светочувствительного барабана, который имеет малый ресурс;
- засыпка в картридж тонера не той марки и фирмы-изготовителя, в результате чего качество копирования резко ухудшается, и этот тонер необходимо извлекать обратно из бункера;
- по ошибке пользователь вместо отработанного тонера высыпает носитель (девелопер), без которого, естественно, КА не работает;
- замена вышедшего из строя оптоэлектронно-го датчика датчиком другой фирмы-изготовителя с другими техническими параметрами, в результате чего КА начинает «зависать» и сбоить;
- неквалифицированное извлечение из КА застрявшей бумаги, в результате чего рвется термопленка закрепляющего блока, выходят из строя термовалы или резиновые валы подачи бумаги;
- неквалифицированное программирование, проверка или регулировка входных и выходных элементов и блоков, изменение режимов работы КА;
- отсутствие источника бесперебойного электропитания и слабая защита источника питания КА от бросков напряжения и тока (при установке новых КА фирмы-изготовители рекомендуют для некоторых моделей применять источники бесперебойного питания);
- очень грубой ошибкой пользователя считается включение аппарата, рассчитанного для работы в сети 110/115 В в сеть 220 В, при этом КА еще работает некоторое время, после чего взрывается источник питания (естественно, гарантия на этот вид неисправности не распространяется);
- попадание скрепок в тракт продвижения бумаги;
- некоторые неквалифицированные пользователи заменяют источник питания с входным напряжением 110/115 В на источник 220 В (благо габариты и посадочные места одинаковые!), забывая при этом, что одновременно подлежат замене и некоторые исполнительные элементы (двигатели, реле, муфты и т. п.).
К сожалению, этот перечень ошибок можно продолжить. И если бы пользователь четко знал, чего он не должен делать, срок службы дорогостоящих КА, увеличился бы.
Основные особенности диагностики неисправностей и ремонта КА:
1. В основном все модели КА имеют гарантийный срок 6—12 месяцев. При качественной профилактике, замене расходных материалов и отсутствии ошибок пользователя гарантийный срок выдерживается. Статистика неисправностей показывает, что пик отказов КА приходится на 2—3 год интенсивной эксплуатации КА. Если КА выполняет каждый месяц меньшее число копий (по сравнению с рекомендуемым), то пик отказов, естественно, сдвигается во времени.
2. Учитывая, что КА представляет собой сложное электронно-механическое устройство, то и основные неисправности его можно разделить на два класса — электромеханические (механические и электрические) и другие (электронные, программные).
Статистика многих сервис-центров по ремонту КА показывает, что 80—90% всех неисправностей составляют электромеханические неисправности, а именно загрязнение коротронов, СБ, валов, роликов подачи бумаги, блок-контактов, оптоэлектронных датчиков, застревание бумаги и посторонних предметов в тракте подачи бумаги, ослабление и соскакивание пружин и т. п.
Необходимо отметить, что большинство электромеханических неисправностей устраняются простой чисткой, регулировкой и профилактикой определенного блока. Грамотный пользователь всегда уделяет должное внимание профилактическому обслуживанию КА.
3. Если после профилактики неисправного блока неисправность все равно остается с тем же или близким к прежнему симптомом, то приступают к ее диагностике.
4. По статистике в КА одновременно возникает только одна неисправность в одном блоке, а не в нескольких. Это облегчает диагностику блока. Естественно, самым простым методом диагностики является замена неисправного блока, например, картриджа с СБ, замена нижнего или верхнего коротрона, замена блока с магнитным валом, замена скребка (ракеля) и т. п., а именно тех блоков, для которых предусмотрена возможность быстрой замены.
5. Для замены неисправного блока или платы достаточно знаний блок-схемы КА. Обычно пользователь не имеет запасных блоков и узлов и вынужден ремонтировать блок самостоятельно.
6. Многие неисправности КА конкретизируются при наличии аудио- и видеоинформации, что облегчает поиски неисправного компонента. Во многих КА предусмотрен набор кодов ошибок, знание которых значительно ускоряет их диагностику и ремонт. Сигнализация о неисправностях бывает предупредительной (при которой еще возможна работа КА) и окончательной (при которой аппарат блокируется и «зависает» в произвольном состоянии). Примером предупредительной сигнализации является сигнал о недостатке тонера, после чего КА еще способен выполнить несколько десятков копий.
7. Наиболее частой неисправностью любого КА является дефект копии. В сервис-центрах для выяснения причин появления дефектов копии используется стандартная контрольная таблица. Например, для XEROX 5205/5210/5220/5222 используется таблица 82Р524. У рядового пользователя, естественно, такой таблицы нет, и он использует обычный оригинал для копирования, что, конечно, усложняет диагностику.
8. Частой неисправностью КА являются перекос подаваемой бумаги или застревание ее в тракте ее продвижения. Необходимо отметить, что КА очень требовательны к плотности и качеству бумаги. Кроме того, ежемесячная чистка роликов регистрации бумаги, прижимающих роликов и роликов захвата бумаги устраняет подобные неисправности.
9. Учитывая, что КА является сложным электронным устройством, для его диагностики и ремонта пригодны все методы и аппаратура, которые используются для настройки и ремонта микропроцессорных систем. Электронные неисправности КА занимают небольшой процент от общего числа, но они встречаются. Какие основные блоки и узлы подлежат ремонту? Основная плата электроники, электронно-оптические датчики, мощные транзисторы-драйверы и тиристоры, низковольтный и высоковольтный источники питания — вот основные электронные блоки и детали, которые приходится пользователю тестировать, регулировать, ремонтировать и при необходимости заменять на новые. Трудности ремонта электроники в КА обусловлены, прежде всего, отсутствием электрических схем. Однако знание двух-трех электрических схем, аналогичных КА, значительно помогает ремонтнику, так как в основном электронное построение КА очень близко и отличается только в элементной базе.
10. Неисправности, сбои, отказы бывают аппаратными и программными.
Методика поиска электронной аппаратной неисправности состоит в последующей проверке:
- напряжения источника питания;
- работы двигателей, муфт, электромагнитов, блокировок и сигнализации;
- тактовых генераторов;
- работы процессора или контроллера;
- сигналов в тестовых точках на платах и на соединителях.
Если пользователь имеет опыт ремонта, знает аппаратную часть КА, имеет необходимую измерительную аппаратуру, то его труд непременно увенчается успехом.
Наличие программных сбоев, «зависания» КА в произвольном состоянии, плавающие неисправности (вследствие перегрева элементов и
естественного старения компонентов) — все эти неисправности наиболее трудоемки в диагностике, но и они встречаются.
11. Как показывает практика, в КА со временем имеет место отклонение от нормы выходных напряжений высоковольтных выпрямителей, в результате чего нарушается его нормальная работа. Для избавления от этого, например, в КА FT 2012/1212 фирмы RICOH имеются два режима
программирования: режим UP (программирование пользователем) и сервисный режим SP (программирование изготовителем при настройке КА).
С помощью двух режимов программирования осуществляют необходимые дополнительные регулировки напряжений (например, напряжений коротронов заряда и переноса изображения).
12. Во многих КА для ввода и хранения переменных (программируемых) параметров КА используется стираемая память типа NVM.
В КА XEROX 5316/5317 пользователь, выбирая код функции от 1 до 96, способен самостоятельно регулировать необходимый параметр КА. Правда, для выполнения подобных регулировок необходимо ознакомиться с «Руководством по техническому обслуживанию» КА.
13. По трудоемкости ремонты бывают простыми и сложными. Поиск неисправностей целесообразно проводить от более простых к более сложным и дорогостоящим элементам по заранее составленному плану. Отказы электронных компонентов (кроме «плавающих») довольно просты.
Причинами неисправностей чаще всего бывают:
- «пробой» на «землю» или шину питания выводов микросхемы;
- отсутствие контакта или обрыв на выводах кристалла микросхемы;
- несоответствию логических уровней;
- «уход» параметров микросхем, транзисторов, резисторов, конденсаторов;
- несоответствие уровня напряжения на компоненте;
- нарушение временной диаграммы работы узла, микросхемы или компонента.
14. При проведении неквалифицированного ремонта КА возможно появление следующих неисправностей:
- погнутые или сломанные выводы микросхем при их извлечении из гнезд и замене на новые;
- некачественная пайка при замене электронных компонентов;
- замена радиокомпонента некачественной деталью, что может не только оставить прежнюю неисправность, но и усугубит ее;
- ошибочная состыковка соединителей после разборки; механическая поломка блока, узла, детали, платы, датчика или компонента;
- некачественная сборка КА после диагностики и ремонта, а именно:
- поломка пластмассовых блок-контактов;
- неправильная сборка зубчатых передач;
- случайное переключение микровыключателей на электронных платах.
15. После проведенных профилактики, диагностики и ремонта КА и установки исправного элемента (компонента) производится контрольное копирование с проверкой его качества. Нормальная работа КА говорит о том, что ремонт выполнен качественно, и процесс диагностики и ремонта успешно завершен. О проведенных диагностике и ремонте КА необходимо сделать отметку в журнале по эксплуатации данного КА.
Платонов Ю.М. Ремонт зарубежных копировальных аппаратов. Серия «Ремонт»№46
|